Персональный сайт - Исследовательская работа по психологии "Роль функциональной асимметрии головного мозга"

Исследовательская работа по психологии "Роль функциональной асимметрии головного мозга"

Тезисы к исследовательской работе по психологии на тему:

«Роль функциональной асимметрии  головного мозга при организации учебного процесса».

Исполнитель: учащаяся 8 «А» класса  МОУ СОШ №8

Малько Елена  Александровна

Руководитель: педагог-психолог  Сущева Ирина Александровна

         Цель исследования - оценить влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на индивидуальные  и личностные  особенности учащихся;

        Гипотеза исследования: функциональная  асимметрия  полушарий  головного мозга   влияет    на   индивидуально-личностные   особенности   учащихся, что необходимо учитывать при организации  учебного процесса.

       Объект исследования - школьники, относящиеся к одной возрастной группе, являющиеся учащимися восьмых классов средней общеобразовательной школы №8  г. Коврова.

       Предмет  исследования  -  полушарная   организация  мозга  и  ее  связь  с учебным процессом.

       Методы:

1.     Анализ научной литературы

2.     Тестирование (Тест  определения функциональной асимметрии мозга Павлова И.П.)

3.     Наблюдение

4.     Анализ результатов учебной деятельности учащихся

   

Практическая значимость работы: проведенное исследование позволило составить представление об индивидульно-личностных особенностях учащихся 8-го класса. С результатами исследования были ознакомлены учащиеся, педагоги, родители, а также разработаны брошюры.

    Функциональная асимметрия головного мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящее к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других – правое полушарие

 

1.     Типы функциональной организации полушарий головного мозга:

·        отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий - смешанный тип;

·        доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению);

·        доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение).

2.     Механизм асимметрии выполняет регулирующую функцию в формировании  механизмов познавательной деятельности учащихся.

3.     Функциональная  асимметрия  головного мозга позволяет определить индивидуальные особенности учащихся, определить  способы приема и переработки информации.

4.     Школьная успеваемость связана с индивидуальными психофизиологическими  особенностями  учащихся.

     

Результаты исследования

1.     В 2010-2010 учебном году  было проведено тестирование учащихся 8 классов (68 человек) с целью определения доминирующего полушария головного мозга.

Анализ результатов диагностики позволил сделать следующие выводы:

·        у  40% учащихся  доминирующим является левое полушарие головного мозга.  Это говорит о том, что они лучше воспринимают зрительную или слуховую информацию. Строят логические цепочки последовательно от слов к предложению. Хорошо работают по планам, схемам, шаблонам. Складывают информацию из кусочков. Легко выполняют задания на выбор варианта из нескольких предложенных.

·        у 36% учащихся доминирующим является правое полушарие. Правополушарники воспринимают информацию образно, эмоционально. Воспринимают информацию целостно, а если концентрируются на деталях, то перестают воспринимать смысл. У них хорошо развита  поисковая деятельность, они легче выполняют задания на сообразительность, на догадку. Им труден выбор из нескольких предложенных ответов. Легче работают при использовании метода «открытых вопросов».

·        у  24 % учащихся смешанный тип, т. е. в  обработке информации в равной степени принимают участие оба полушария. (Приложение 1)

2.     Сравнение итогов тестирования с результатами учебной деятельности  позволяет сделать вывод о том, что учащиеся «художественного» (правополушарного) типа  имеют положительные  результаты по предметам гуманитарного цикла (литература, история, обществознание, музыка, ИЗО). Успеваемость учащихся «мыслительного» (левополушарного) типа  лучше по таким предметам, как: русский язык, алгебра, геометрия, физика.

     Ссылки: 

     Тезисы к исследовательской работе http://irina-susheva.ucoz.ru/tezisy.docx

     Исследовательская работа  http://irina-susheva.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota-asimmetrija_golovnogo_moz.doc

     Брошюра http://irina-susheva.ucoz.ru/broshjura.doc