Исследовательская работа по психологии "Роль функциональной асимметрии головного мозга"
Тезисы к исследовательской работе по психологии на тему:
«Роль функциональной асимметрии головного мозга при организации учебного процесса».
Исполнитель: учащаяся 8 «А» класса МОУ СОШ №8
Малько Елена Александровна
Руководитель: педагог-психолог Сущева Ирина Александровна
Цель исследования - оценить влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на индивидуальные и личностные особенности учащихся;
Гипотеза исследования: функциональная асимметрия полушарий головного мозга влияет на индивидуально-личностные особенности учащихся, что необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Объект исследования - школьники, относящиеся к одной возрастной группе, являющиеся учащимися восьмых классов средней общеобразовательной школы №8 г. Коврова.
Предмет исследования - полушарная организация мозга и ее связь с учебным процессом.
Методы:
1. Анализ научной литературы
2. Тестирование (Тест определения функциональной асимметрии мозга Павлова И.П.)
3. Наблюдение
4. Анализ результатов учебной деятельности учащихся
Практическая значимость работы: проведенное исследование позволило составить представление об индивидульно-личностных особенностях учащихся 8-го класса. С результатами исследования были ознакомлены учащиеся, педагоги, родители, а также разработаны брошюры.
Функциональная асимметрия головного мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящее к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других – правое полушарие
1. Типы функциональной организации полушарий головного мозга:
· отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий - смешанный тип;
· доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению);
· доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение).
2. Механизм асимметрии выполняет регулирующую функцию в формировании механизмов познавательной деятельности учащихся.
3. Функциональная асимметрия головного мозга позволяет определить индивидуальные особенности учащихся, определить способы приема и переработки информации.
4. Школьная успеваемость связана с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся.
Результаты исследования
1. В 2010-2010 учебном году было проведено тестирование учащихся 8 классов (68 человек) с целью определения доминирующего полушария головного мозга.
Анализ результатов диагностики позволил сделать следующие выводы:
· у 40% учащихся доминирующим является левое полушарие головного мозга. Это говорит о том, что они лучше воспринимают зрительную или слуховую информацию. Строят логические цепочки последовательно от слов к предложению. Хорошо работают по планам, схемам, шаблонам. Складывают информацию из кусочков. Легко выполняют задания на выбор варианта из нескольких предложенных.
· у 36% учащихся доминирующим является правое полушарие. Правополушарники воспринимают информацию образно, эмоционально. Воспринимают информацию целостно, а если концентрируются на деталях, то перестают воспринимать смысл. У них хорошо развита поисковая деятельность, они легче выполняют задания на сообразительность, на догадку. Им труден выбор из нескольких предложенных ответов. Легче работают при использовании метода «открытых вопросов».
· у 24 % учащихся смешанный тип, т. е. в обработке информации в равной степени принимают участие оба полушария. (Приложение 1)
2. Сравнение итогов тестирования с результатами учебной деятельности позволяет сделать вывод о том, что учащиеся «художественного» (правополушарного) типа имеют положительные результаты по предметам гуманитарного цикла (литература, история, обществознание, музыка, ИЗО). Успеваемость учащихся «мыслительного» (левополушарного) типа лучше по таким предметам, как: русский язык, алгебра, геометрия, физика.
Ссылки:
Тезисы к исследовательской работе http://irina-susheva.ucoz.ru/tezisy.docx
Исследовательская работа http://irina-susheva.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota-asimmetrija_golovnogo_moz.doc
Брошюра http://irina-susheva.ucoz.ru/broshjura.doc