Тезисы к исследовательской работе по психологии на тему:
«Школьная тревожность учащихся, или мир глазами пятиклассника»
Исполнитель: Кузина Анна (6 класс)
Руководитель: психолог I квалификационной категории Сущева Ирина Александровна
Цель: изучить уровень и виды школьной тревожности учащихся класса.
Задачи:
1. изучить литературные источники по теме исследования;
2. найти методику для изучения школьной тревожности, провести диагностику;
3. сравнивать показатели уровня тревожности у ребят, когда они были в 4 классе и когда они пришли в 5 класс;
4. разработать рекомендации для младших подростков имеющих повышенный уровень тревожности.
Гипотеза: мы предполагаем, что при переходе в 5 класс доминируют такие виды школьной тревожности, как: потребность достижения успеха, страх не соответствовать мнениям окружающих, физиологическое сопротивление стрессу и страхи в отношении с учителями.
В данной работе мы будем рассматривать виды школьной тревожности, предложенные Филлипсом - автором Опросника школьной тревожности.
Им были выделены:
- Общая тревожность в школе
- Переживания социального стресса
- Фрустрация потребности в достижении
- Страх самовыражения
- Страх ситуации проверки знаний
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
- Проблемы и страхи в отношении с учителями
Результаты исследования.
1. В период с 2007 по 2008 учебный год было проведено тестирование учащихся с целью изучения уровня тревожности и доминирующих видов тревожности.
2. Первый этап диагностики проводился в выпускном классе начальной школы.
По результатам диагностики повышенный уровень тревожности наблюдается у 8 учащихся (35%), у 15 учащихся (65%) отмечается нормальный уровень тревожности.
Второй этап диагностики проводился в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями.
Анализ результатов тестирования учащихся 5 классов позволяет сделать вывод о том, что общее эмоциональное состояние учащихся характеризуется повышенной тревожностью (69% - 16 человек), нормальный уровень тревожности отмечается у лишь у 31 % учащихся (7 человек).
3. Если рассматривать показатели тревожности по отдельным ее видам, то можно заметить, что в 4 классе наиболее высоки показатели по 1,2,4 факторам: общая тревожность, переживание социального стресса, страх самовыражения, что наглядно представлено на диаграмме.
В 5 классе увеличились показатели по 3, 6, 7, 8 факторам: фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, страхи в отношениях с учителями.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели школьной тревожности имеют тенденцию возрастать во время обучения в 5 классе, что может объясниться сложностью протекания адаптационного периода.
Ссылки:
Тезисы к исследовательской работе
http://irina-susheva.ucoz.ru/tezisy_k_issledovatelskoj_rabote_po_psikhologii.doc
Исследовательская работа