Персональный сайт - Исследовательская работа "Школьная тревожность, или мир глазами пятиклассника"

Исследовательская работа "Школьная тревожность, или мир глазами пятиклассника"

Тезисы к исследовательской работе по психологии на тему:

«Школьная тревожность учащихся, или мир глазами пятиклассника»

 

Исполнитель: Кузина Анна (6 класс)

Руководитель: психолог I квалификационной категории Сущева Ирина Александровна

Цель:  изучить уровень и  виды школьной тревожности учащихся  класса.

Задачи: 

1. изучить литературные источники по теме исследования;

2. найти   методику  для  изучения   школьной тревожности, провести диагностику;

3. сравнивать показатели уровня тревожности у  ребят, когда они были в 4 классе и когда они пришли в 5 класс;

4. разработать рекомендации для младших подростков имеющих  повышенный уровень тревожности.

Гипотеза: мы предполагаем, что при переходе в  5 класс доминируют такие виды школьной тревожности, как: потребность достижения успеха, страх не соответствовать мнениям окружающих, физиологическое сопротивление стрессу и страхи в отношении с учителями.

В данной работе мы будем рассматривать виды школьной тревожности, предложенные  Филлипсом - автором Опросника школьной тревожности.

Им были выделены:  

  • Общая тревожность в школе
  • Переживания социального стресса
  • Фрустрация потребности в достижении
  • Страх самовыражения
  • Страх ситуации проверки знаний
  • Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
  • Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
  • Проблемы и страхи в отношении с учителями

Результаты исследования.

1. В период с 2007 по 2008 учебный год  было проведено тестирование учащихся с целью изучения уровня тревожности и  доминирующих видов тревожности.

2.  Первый этап диагностики проводился в выпускном классе начальной школы.

По результатам  диагностики  повышенный уровень тревожности наблюдается у 8 учащихся (35%),  у 15 учащихся (65%) отмечается нормальный уровень тревожности.

    Второй этап диагностики проводился в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями.

Анализ результатов тестирования учащихся 5 классов позволяет сделать вывод о том, что общее  эмоциональное состояние учащихся характеризуется  повышенной тревожностью (69% - 16 человек),  нормальный уровень тревожности  отмечается  у лишь у  31 % учащихся (7 человек).

3.  Если рассматривать показатели тревожности по отдельным ее видам, то можно заметить, что в 4 классе наиболее высоки показатели по 1,2,4 факторам: общая тревожность, переживание социального стресса, страх самовыражения, что наглядно представлено на диаграмме.

      В 5 классе  увеличились показатели по 3, 6, 7, 8 факторам:  фрустрация потребности  в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, страхи в отношениях с учителями.

       Таким образом, можно сделать вывод, что показатели школьной тревожности имеют тенденцию возрастать во время обучения в 5 классе, что может объясниться сложностью протекания адаптационного периода.

Ссылки:

Тезисы к исследовательской работе 

http://irina-susheva.ucoz.ru/tezisy_k_issledovatelskoj_rabote_po_psikhologii.doc

Исследовательская работа 

http://irina-susheva.ucoz.ru/issledovatelskaja_rabota.doc